Как продиагностировать катушку генератора– статор.

Статор бывает 1-фазный, 2-х фазный и 3-фазный.

3-фазный: Начну из самого распространенного- трехфазного статора. Ставится на всю технику. Диагностировать его проще всего, т.к., есть только один вариант подключения его. Все три фазы подключаются к реле-регулятору, а все электрооборудование запитано постоянным напряжением.

Для диагностики необходимо отключить статор от реле-регулятора. Первым делом проверить сопротивление между массой и любой фазой.

Если прибор показал любое сопротивление, значит статор под замену.

Если сопротивление бесконечное, т.е. между обмотками и массой нет замыкания и это должно быть именно так- проверяем дальше.

Дальше измеряем сопротивление между всеми тремя фазами.

Если сопротивления разные и имеют десятки или сотни Ом, или вообще одна из фаз не звонится с двумя другими, значит статор под замену. В исправном статоре сопротивление меньше оного Ома или единицы Ом и одинаковое между всеми тремя фазами. Если так- проверяем дальше.

Заводим мотор с отключенным статором от реле регулятора. Во время измерения мотор должен поддерживать одинаковые обороты. Замеряем переменное напряжение между всеми тремя фазами. Напряжение должно быть приблизительно-одинаковым. На холостых оборотах это значение около 20В. Если так, значит статор исправен. Если на одной из фаз напряжение в два или три раза меньше- это говорит о межвитковом замыкании и значит статор под замену.                       

1-фазный: Такие могут встречаться на снегоходах и мопедах. Состоят из одной катушки, один вывод которой подключен на массу, а второй на реле-регулятор шунтирующего типа. Система старинная, дешевая и маломощная, реле-регулятор крайне ненадежный. В таких аппаратах освещение питает переменное напряжение, а зарядка АКБ от постоянного напряжения. В новой технике, последних лет, такая схема электрооборудования встречается все реже.

Суть диагностики в данном случае сводится к проверке на целостность катушки. И первое что необходимо сделать, это проверить переменное напряжение выхода. Отключить провод выхода от катушки. Один щуп подключается к массе, а другой на второй выход из катушки. Если катушка исправна, то прибор покажет некоторое напряжение, которое будет повышаться с повышением оборотов мотора. На холостых оборотах должно быть не меньше 15В, а с повышением может достигать 30-50В. Напомню, измерение должно проводиться с отключённой нагрузкой. Если показание всего несколько вольт или вовсе отсутствует, значит катушка неисправна. В любом случае проверяем сопротивление катушки. Мультиметр переключается в положение измерения сопротивления. Если катушка исправна, прибор покажет некоторое сопротивление, точное значение можно узнать из технической документации. Если катушка неисправна, то прибор покажет сопротивление равное нулю или бесконечности. Что означает, катушка обуглилась и в коротком замыкании или в обрыве. По результату проверки напряжения и сопротивления делаем вывод.

 

2-х фазный: Встречается в подвесных лодочных моторах (в основном до 25л.с.), мопедах-скутерах, мало кубатурных мотоциклах и квадроциклах, снегоходах и различной спецтехнике не требующих большой мощности энергоснабжения. Зачастую данная техника работает даже без АКБ.

По сути, эта такая же катушка, как и однофазная, только без подключения одного вывода к массе. Есть два варианта подключения такой катушки:

  1. На снегоходах и мопедах, часто ставят шунтирующий реле-регулятор. Освещение питают от переменного напряжения, а зарядка, повороты, звуковой сигнал от постоянного напряжения. При этом на массу подключен минус.

  2. Применяется абсолютно на любой технике. Выход из катушки подключен к реле-регулятору, который может быть любого типа. А все электрооборудование питается от постоянного напряжения.

Диагностика такого статора аналогична диагностике, описанной для трехфазного статора. Перед проверкой уточнить подключение катушки из технической документации.

 

 

 

www.реле-регулятор.рф